Причины злоупотребления алкоголем. Почему люди пьют.

26.09.2022 От Администратор Выкл.

Причины злоупотребления алкоголем. Что делает человека зависимым.   

   На каждой консультации пациента с зависимостью я спрашиваю о причинах того, что толкает пациента на употребление, из-за чего пациент в очередной раз сорвался. Среди ответов, диктуемых сильно выраженной анозогнозией, таких как: «все пьют…», «вся страна пьёт…», «я пью как все…», «правительство заставляет..» часто встречаются ответы и оправдания: «стресс…», «надо расслабиться…»,  «какой же праздник без алкоголя..». Эти «причины», тоже являясь лишь оправданием и поводом к началу употребления дают представление об истинной причине формирования зависимости. Зачем знать причину?

Только увидев и осознав причины возникновения проблем можно от них избавиться. Недаром есть поговорка «предупреждён – значит вооружён».  И, в итоге, зная и понимая причины формирования зависимости можно избежать множества ошибок, которые приведут к формированию зависимости и к отсутствию эффекта лечения.

Наличие праздников, желание «расслабиться» и «снять стресс» — есть у всех, и это нормальные желания и даже не только желание, но  и необходимая потребность. Так как, если накопленное психоэмоциональное перенапряжение может привести к возникновению невротических состояний и даже соматических заболеваний. Но не надо понимать мои слова, как оправдание пьянства. За логичными и нормальными потребностями скрывается истинная причина зависимости. Причина развития зависимости – это неумения расслабляться и праздновать без алкоголя, желание убежать от реальности компенсировать свои комплексы с помощью психоактивного вещества (алкоголя).

   Причины – личность и мировоззрение, жизненные установки зависимого человека, когда злоупотребляющий алкоголем человек не может и, часто, не хочет даже представить, что можно все эти потребности удовлетворять без алкоголя. Именно эти причины являются целью для лечения и реабилитации пациента. Устранение этих причин ведёт к избавлению от зависимости.

                        Какие же черты личности способствуют появлению аддиктивного (зависимого) поведения?

        Эти черты, формируются с детства, с подросткового возраста. Это повышенный эгоцентризм, тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов, стремление к неизвестному, рискованному, обострённая страсть к взрослению, стремление к независимости и отрыву от семьи, незрелость нравственных убеждений; болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность, склонность к преувеличению степени сложности проблем, кризис идентичности, т.е. неспособность найти своё место в мире, гипертрофированные (преувеличенные) поведенческие реакции  (эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские), низкая переносимость трудностей, преобладание пассивных стратегий в преодолении стрессовых ситуаций. Личносто-психологическими факторами, обуславливающими предрасположенность к употреблению психоактивных веществ – является деформации в мотивационной и смысловой сферах зависимого человека. Эти изменения выражаются в том, что у пациента вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и превалирующими становятся ложные мотивы в «острых ощущениях негативного свойства». А деформации в смысловой сфере  проявляются  в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у нормального человека гармонично связаны между собой. Пагубные изменения в побудительной сфере сказываются на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью, и находят своё выражение в самовредительстве и вредительстве другим людям.

          Можно выделить несколько групп факторов, способствующих формированию зависимости:

                      — конституционально-биологические (наследственная отягощённость психическими или наркологическими заболеваниями, патологии беременности и родов, травмы головного мозга, наличие психических расстройств различной этиологии);

                     — социальные (неблагополучная семья, низкий социальный уровень, отсутствие эмоционального контакта между членами семьи, неполная семья, широкое распространение злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами в данном районе, активная пропаганда в средствах массовой информации молодёжной субкультуры, связанной с употреблением наркотиков, неадекватная молодёжная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних, проживание в районах с низким имущественным цензом, культуральное (т.е. обусловленное традициями, характерными для национальностей, проживающих в данном районе));

                     — индивидуально-психологические (подражание более старшим или авторитетным сверстникам, попытки нейтрализовать эмоциональные переживания, черты личности, такие как гедонизм (страсть к получению удовольствия), авантюризм, возбудимость, пониженная самооценка, неустойчивость характера, протестные реакции, направленные против старших, самодеструктивное (самоуничтожающее) поведение, любопытство, низкий уровень самоконтроля, подчинение давлению, угрозам, отсутствие социально-ориентированных интересов, психологическая и социальная незрелость подростка, трудности адаптации к условиям социальной среды, девиации (отклонения) поведения (пропуски занятий, плохая дисциплина в школе), юношеская делинквентность (т.е. антисоциальное поведение));

                     — семейные факторы (родители сами злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, т.е имеется генетическая предрасположенность к употреблению психоактивных веществ, слабые социальные связи семьи, низкий образовательный уровень у родителей, отсутствие ясных норм и правил в семье, хаотичный уклад жизни в семье, антисоциальное поведение и насилие в семье, факторы нарушения семейной системы (неполная семья, вновь созданная и т.д.), серьёзные конфликты между родителями, патологические типы воспитания (гиперопека и гипоопека), постоянннная конфликтность взаимоотношений, между членами семьи отсутствуют эмоциональная близость, сплочённость, привязанность, родителей не интересуют успехи детей и не ждут больших успехов, родители терпимо относятся к употреблению психоактивных веществ и отклонениям поведения).

                   Зависимые люди могут употреблять психоактивные средства с различной целью, но основные это следующие модели пристрастия:

                   — успокаивающая модель (психоактивные вещества употребляются для достижения душевного спокойствия, снятия напряжения, для расслабления, ухода от действительности, от неразрешимых жизненных проблем, для избавления от тревоги, депрессии, апатии);

                  — коммуникативная (может возникнуть в связи с неудовлетворёнными потребностями в общении, любви, доброжелательности, для облегчения общения со сверстниками, для преодоления чувства замкнутости, стеснительности, неуверенности);

                 —  активирующая (для подъёма жизненных сил, усиления активности, повышения самооценки);

                 —  гедонистическая (употребление происходит для получения удовольствия);

                 —  конформная (стремление подражать лидерам, некритично принимать всё, что скажет коллектив к которому принадлежит подросток);

                 — манипулятивная (психоактивные вещества используются для манипулирования и эксплуатации других);

                 —  компенсаторная (с помощью наркотиков и алкоголя зависимые компенсируют неполноценность личности, дисгармонию характера).

      Вот, в основном, все причины, которые могут толкнуть на скользкий путь человека, страдающего зависимостью. При этом не так важно, что такой пациент употребляет наркотические средства или алкоголь. Вылечить алкоголизм не проще чем наркоманию. Важно то, что человек теряет свободу и становится рабом психоактивного вещества.

       Именно на устранение причины заболевания, а не поводов к разовым злоупотреблениям алкоголя должно быть направлено лечение и реабилитация. Ведь невозможно и ненужно запрещать праздники и нельзя оградить от всех психотравмирующих ситуаций. Важно в процессе лечения изменить отношения к жизни и себе, научиться снимать стрессовую психоэмоциональную реакцию без алкоголя. Лечение – это как научение плавать. Сначала ученик учится плавать с дощечкой с нарукавниками у тренера (инструктора), а в дальнейшем самостоятельно. Вот и в лечении зависимости есть методы лечения и реабилитации, позволяющие сначала поверить, что есть жизнь без алкоголя, увидеть возможность трезвой жизни и научиться жить и радоваться жизни без алкоголя и других психоактивных веществ. «Круг» — это противорецидивная терапия (химзащита, эспераль, вивитрол), «нарукавники» — лекарственные препараты, помогающие снять невроз, стрессовую реакцию, увеличить сопротивляемость стрессу, а «тренер» — это врач, психолог и психотерапевт, помогающий изменить мышление.

     Обратиться для лечения наркоманий, алкоголизма и реабилитации. Вы можете в Амбулаторное Наркологическое Отделение Невского района, расположенное по адресу:

 Санкт- Петербург ул. Ивановская 32 (м. «Ломоносовская») 

т. 8(812)560-46-47, 8(812)560-11-11, 8(812)373-00-06.

Для всех обратившихся первая консультация бесплатно и анонимно. 

Заведующий Амбулаторного наркологического отделения Невского района

Ветласенин Вадим Александрович врач психиатр-нарколог, психотерапевт

т.560-46-47 ул. Ивановская д.32.